Версия для слабовидящих 

МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12

Зимовниковский район Ростовской области

Пояснительная записка к учебному плану

       МОУ В-Серебряковская СОШ №12 в 2012-2013 учебном году организует образовательный процесс по базисному учебному плану 2004 года, руководствуясь приказом № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации» от 09.03.2004г . В 1 классе образовательный процесс базируется на учебном Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Учебный план составлен на основе примерного учебного плана Ростовской области.

   Учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования (1 ступень).

Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 недели, 2-4 классы – 35 недель. Продолжительность уроков: 1класс- 35 минут, 2-4 классы- 45 минут.

Продолжительность учебной недели- 5 дней

   Учебный план для 5-9 классов ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования (2 ступень).

Продолжительность учебного года -35 недели, продолжительность урока- 45 минут, учебной недели – 5дней.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ (полного) общего образования (3 ступень). Продолжительность учебного года – 35 недель, продолжительность урока- 45 минут, продолжительность учебной недели -5 дней

                                           I ступень .

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и над предметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:

- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);

- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и

одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

- формирование гражданской идентичности обучающихся;

- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся.

   Во 2-ом – 4 классах ведётся иностранный язык по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)».

Учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме   3 часов в неделю. Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени начального общего образования являются:

-       формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

-       приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

-       расширенное освоение обучающимися отдельных тем и разделов рабочих программ: общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической   гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

Учебный план для I-го класса все образовательные учреждения разрабатывают в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

                                              

                                      

                                              II ступень.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования.

Особое место на ступени основного общего образования принадлежит V-VI классам.

Содержание обучения в V-VI классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность: определять цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления природной, социальной, культурной, технической среды; выделять, систематизировать и обобщать их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и оценивать их значимость.

На формирование у обучающихся социальных, нравственных и эстетических ценностей направлены курсы литературы, истории и обществознания, искусства, иностранного языка.

         Формированию ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества), способствуют все учебные предметы, но в большей степени - русский язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности.

В VII-IX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы.

Учебный предмет «Естествознание (природоведение)» (2 часа) изучается в V классе. В VI классе изучается «География» (1 час) и «Биология» (1час).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. В 7- 8 классах данный учебный предмет укреплён по 1 часу.

В 5 классе инвариантная часть литературы укреплена 1 часом по выбору учреждения. В данном классе введён новый предмет «Основы православной культуры».

В 6 классе инвариантная часть биологии и географии укреплена 1 часом по выбору школы для усиления содержания образования. В предмет «Биология» в качестве модуля входит ОБЖ.

В 8-ом и 9-ом классах инвариантная часть русского языка укреплена 1 часом по выбору школы в связи с подготовкой к государственной итоговой аттестации.

Преподавание ОБЖ ведётся в 5-7 классах – как модуль в предмете биология. В 9 классе на преподавание предмета ОБЖ отводится один час по выбору ученика для сохранения единства образовательного пространства.

В 7-9 классах ведётся «Информатика» - как отдельный предмет, в 7 классе -по выбору учреждения с целью обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в образовании.

В 8-9 классах ведётся предмет МХК.

В V-IX классах в федеральном компоненте введено по 3 часа физической культуры в каждом классе.

Основными задачами введения третьего часа физической культуры на ступени основного общего образования являются:

-       воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

-       овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями разных видов спорта, предусмотренных рабочей программой, а также летних и зимних олимпийских видов спорта, наиболее развитых и популярных в общеобразовательном учреждении, и умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

В VIII-IX классах по решению образовательного учреждения учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса МХК.

                                                 III ступень.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XIклассов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента. Это означает, что учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне.

В 10,11классах укреплены 1 часом учебные предметы «Русский язык» и «Математика» для усиления базового уровня в связи с обязательной государственной итоговой аттестацией по данным предметам:

10 класс: русский язык – 1час по выбору школы, математика -1 час по выбору ученика.

11 класс: русский язык- 1 час по выбору школы; математика – 1 час по выбору школы.

Предметы: история, география укреплены по 1 часу в 10 классе с целью удовлетворения потребностей в образовании учащихся, общества и государства.

В 11 классе предметы история, физика укреплены по 1 часу из компонента образовательного учреждения с целью развития интересов и способностей обучающихся.

Учебный план школы охватывает требования к структуре, гигиене условий обучения и объём финансирования.

Вторая половина дня организована за счёт работы ГПД.